Люди делятся на взрослых и детей. Каждый период индивидуального развития человека имеет свои особенности, присущие только ему. Дети – отнюдь не уменьшенные копии взрослых. Они устроены принципиально иначе, и детство – важнейший этап развития любого человека. Эти очевидные выводы стали неоспоримыми совсем недавно. Были времена, когда люди думали иначе.
Наличие у ребенка души начинает признаваться только в 4-5м веках н.э. При этом детей часто отдавали в монастыри или на воспитание в чужую семью и родителям даже не приходило в голову, что у ребенка есть какие – то душевные переживания по этому поводу.
В 14м веке родители начинают окружать ребенка вниманием, однако ему еще отказывают в самостоятельном духовном существовании. Как только ребенок мог обходиться без постоянной заботы своей матери или няньки, он начинал принадлежать к обществу взрослых.
Только в новое время (начиная с 18го века) родители становятся ближе к ребенку. Однако это сопровождается стремлением полностью контролировать не только поведение, но и его внутренний мир, волю. До определенного возраста у мальчиков и девочек была одинаковая одежда, и игнорировался тот факт, что индивидуальный путь развития психики у мальчиков и девочек разный.
Посмотрите на изображения внизу под текстом. Если бы не подписи, вряд ли можно бы было догадаться, где – мальчик, а где – девочка.
Только в конце 19го века дети начинают восприниматься как существа, имеющие свой, особый внутренний мир, особые законы развития. Но в воспитании ребенок мыслится скорее как объект (чистый лист, который заполняют взрослые), чем как субъект (активный участник) социализации.
Все, что естественно для нас: различия в психологии девочек и мальчиков, одежда, развивающие игрушки, а также стремление помогать индивидуальному развитию ребенка появляются только с начала 20го века.
Е.Ф. Крендовский «Дети. Сестры художника» (1845 г.)
Павел Колендас «Портрет П.П. Темерина» (1844 г.)